В 42 школах Кировской области откроются «Точки роста»
«Точки роста» – это специализированные центры цифрового и гуманитарного образования, которые в рамках национального проекта «Образование» создаются на базе общеобразовательных, в том числе сельских, школ по всей стране. Цель их создания – дать возможность детям из регионов научиться работать с современными технологиями.
В 2020 году в области начнут работу 42 «Точек роста». К концу 2022 года их число достигнет 265.
В Перечень образовательных организаций, в которых будет обновлена материально-техническая база и созданы Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» вошли и учреждения нашего Пижанского района: на 2020 год – КОГОБУ СШ с УИОП пгт Пижанка, на 2021 год - школы д.Безводное, д.Павлово, на 2022 год – школа с.Воя, КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Пижанка.
Проект "Точка роста" направлен на то, чтобы развивать у детей определенные навыки и компетенции: цифровые, технологические и гуманитарные. Чтобы этого достичь, для школьных предметов «Технология», «Информатика» и «Основы безопасной жизнедеятельности» будут разработаны новые, более современные образовательные программы. Также будет введено дополнительное (внеурочное) образование, где дети могут заниматься медиатворчеством, проектной деятельностью или шахматами. При всем этом от традиционного преподавания никто не отказывается. Центры станут не основными в обучении. Это будут структурные подразделения школ. В учебном плане останутся те же темы. Например, на "Технологии" девочки теперь будут учиться не только шить или готовить, а мальчики обрабатывать дерево, но и работать с новыми технологиями: заниматься прототипированием, 3D-моделированием, осваивать работу с квадракоптерами, шлемами виртуальной реальности. Все это ждет наших детей уже в 2020-2021 учебном году!
С сентября 2020 года одним из Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» станет средняя школа пгт Пижанка. На сегодняшний день здесь уже завершен ремонт кабинетов, а педагоги прошли обучающие курсы по теме «Гибкие компетенции проектной деятельности» (видеокурс, итоговый тест), организованные Фондом новых форм развития образования. Второй этап обучения – по программе «Основы технологии формирования гибких компетенций при обучении проектной деятельности» (онлайн видеокурсы и обучение на оборудование), который предполагает очные сессии, – предварительно запланирован на вторую половину августа, где участники смогут на практике повысить свои профессиональные навыки на базе региональных площадок детских технопарков «Кванториум», центров цифрового образования детей «IT-куб», центров МЧС.
Участие в федеральном проекте позволит обновить содержание образовательных программ и методик преподавания, а также организовать сетевое взаимодействие с другими школами района в рамках внеурочной деятельности через дистанционные формы реализации образовательных программ.
В ближайшее время в образовательную организацию будет поставлено новое оборудование для проведения занятий: 3D-принтеры, очки виртуальной реальности, квадрокоптеры, фото- и видеоаппаратура. Набор групп для занятий в «Точке роста» начнется в сентябре. У ребят появиться возможность познакомиться с основами программирования, мультипликации, социальной рекламы, умного блогерства, мобильной робототехники, развивать актерское мастерство и изучать искусство самопрезентации. Кроме того, во внеурочное время ребята будут заниматься шахматами, творчеством и проектной деятельностью.
К 25 августа должно быть завершено приведение площадок в соответствие с фирменным стилем Центра «Точка роста»; доставлено, установлено и налажено оборудование.
1 сентября – день открытия Центра.
В ноябре пройдёт II Всероссийский форум руководителей Центров в онлайн-формате.
Рекомендуемые образовательные направления для реализации в Центре:
- Основные общеобразовательные программы:
- «Технология», Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности».
- Разноуровневые дополнительные общеобразовательные программы цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей, а также иных программ в рамках внеурочной деятельности обучающихся, в том числе в каникулярное время:
- проектная деятельность
- научно-техническое творчество
- шахматное образование
- IT-технологии
- медиатворчество
- социокультурные мероприятия
- информационная, экологическая, социальная, дорожно-транспортная безопасность
- обновление содержания преподавания основных общеобразовательных программ по предметным областям «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности» на обновленном учебном оборудовании;
- создание условий для реализации разноуровневых общеобразовательных программ дополнительного образования цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей;
- создание целостной системы дополнительного образования в Центре, обеспеченной единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания основного и дополнительного образования, а также единством методических подходов;
- формирование социальной культуры, проектной деятельности, направленной не только на расширение познавательных интересов школьников, но и на стимулирование активности, инициативы и исследовательской деятельности обучающихся;
- совершенствование и обновление форм организации основного и дополнительного образования с использованием соответствующих современных технологий;
- организация системы внеурочной деятельности в каникулярный период, разработка и реализации образовательных программ для пришкольных лагерей;
- информационное сопровождение деятельности Центра, развитие медиаграмотности у обучающихся;
- организационно-содержательная деятельность, направленная на проведение различных мероприятий в Центре и подготовку к участию обучающихся Центра в мероприятиях муниципального, областного и всероссийского уровней;
- создание и развитие общественного движения школьников на базе Центре, направленного на популяризацию различных направлений дополнительного образования, проектную, исследовательскую деятельность;
- развитие шахматного образования;
- обеспечение реализации мер по непрерывному развитию педагогических и управленческих кадров, включая повышение квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работниковобщеобразовательной организации, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей.
Задачами Центра являются также охват своей деятельностью на обновленной материально-технической базе не менее 100% обучающихся школы, осваивающих основную общеобразовательную программу по предметным областям «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также обеспечение не менее 70% охвата от общего контингента обучающихся в школе дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнёрства.
Центр будет входить в состав региональной сети Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» и функционировать как:
- образовательный центр, реализующий основные и дополнительные общеобразовательные программы цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей, привлекая детей, обучающихся и их родителей (законных представителей) к соответствующей деятельности в рамках реализации этих программ;
- выполняющий функцию общественного пространства для развития общекультурных компетенций, цифрового и шахматного образования, проектной деятельности, творческой самореализации детей, педагогов, родительской общественности.
Таким образом, Центр должен быть расположен не менее чем в двух помещениях школы площадью не менее 40 квадратных метров каждое и включать следующие функциональные зоны:
- кабинет формирования цифровых и гуманитарных компетенций, в том числе по предметным областям «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»;
- помещение для проектной деятельности – пространство, выполняющее роль центра общественной жизни школы. Помещение для проектной деятельности будет зонироваться по принципу коллективной работы (коворкинга), включающего шахматную гостиную, медиазону/медиатеку.
Оформление Центров должно выполняться с использованием фирменного стиля Центра «Точка роста» (брендбука).
Примерное штатное расписание:
- Руководитель
- Педагог дополнительного образования (в том числе по шахматам)
- Педагог-организатор
- Учитель (по предмету «ОБЖ»)
- Учитель (по предмету «Технология»)
- Учитель (по предмету «Информатика»)
Основными видами деятельности Центров «Точка роста» являются:
- реализация основных общеобразовательных программ по учебным предметам «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности» и предметной области «Технология», в том числе обеспечение внедрения обновленного содержания и методов обучения по основным общеобразовательным программам в рамках федерального проекта;
- разработка и реализация разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей, а также иных программ в рамках внеурочной деятельности обучающихся, в том числе в каникулярный период;
- создание, апробация и внедрение моделей равного доступа к современным общеобразовательным программам цифрового и гуманитарного профилей обучающихся иных населенных пунктов сельских территорий;
- реализация и участие в реализации образовательных программ основного общего образования в сетевой форме;
- организация внеурочной деятельности в каникулярный период, разработка соответствующих образовательных программ, в том числе для лагерей, организованных образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время;
- содействие развитию шахматного образования;
- вовлечение обучающихся и педагогических работников в проектную деятельность;
- реализация мер по непрерывному развитию педагогических работников и управленческих кадров, включая повышение квалификации руководителей и педагогических работников Центра «Точка роста», реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы;
- реализация мероприятий по информированию и просвещению населения в области цифровых и гуманитарных технологий;
- содействие созданию и развитию общественного движения школьников, направленного на личностное развитие, повышение их социальной активности и мотивации к творческой деятельности.
Наименование индикатора (показателя) эффективности Центра |
Ежегодные значения для 1 Центра |
Количество детей, занимающихся шахматами на постоянной основе, на базе 1 Центра (человек) |
100 |
Количество человек, ежемесячно использующих инфраструктуру 1 Центра для дистанционного образования (человек) |
500 |
Количество человек, ежемесячно вовлеченных в программу социально-культурных компетенций на базе 1 Центра (человек) |
500 |
Количество проведенных на площадке 1 Центра социокультурных мероприятий (единиц) |
25 |
Доля повышения квалификации педагогов по предмету «Технология» (профмастерства) ежегодно (процентов) |
100 |
Доля повышения квалификации иных сотрудников Центра ежегодно (процентов) |
100 |
Методическое обеспечение для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ по учебным предметам «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности» и предметной области «Технология», а также внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ на базе Центров «Точка роста», осуществляется Федеральным оператором.
Центром «Точка роста» обеспечивается утверждение образовательных программ (внесение в них изменений) на основе предоставляемых Федеральным оператором методических материалов.
Для реализации региональных проектов Министерство просвещения РФ подготовило методические рекомендации по созданию центров «Точка роста» (Распоряжение Министерства просвещения РФ № P-133 от 17 декабря 2019 года «Методические рекомендации по созданию (обновлению) материально-технической базы общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование») с изданными изменениями от 15 января 2020 года..
В документе прописаны требования к инфраструктуре Центра (помещению, оформлению и др.), примерный перечень учебного оборудования и средств обучения для оснащения, требования к кадрам, требования к финансовому обеспечению деятельности Центра, примерная дорожная карта по созданию и функционированию центра, примерный медиаплан по информационному сопровождению и функционированию центров, базовый перечень показателей результативности Центра, примерное Положение о Центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» и др.
Фонд новых форм развития образования также выпустил документ от 25.06.2020 года «Методические рекомендации по созданию региональной сети Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе общеобразовательных организаций сельской местности и малых городов».
С примерами оформления помещений можно ознакомиться здесь.
Здесь можно познакомиться с распоряжением Правительства Кировской области от 5.07.2019 №188, где речь идёт о комплексе мер («дорожной карте») о создании и функционировании Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», содержится описание создаваемых Центров, представлены дизайн-проект в соответствии с брендбуком, предварительная калькуляция расходов на функционирование Центров и мн. др.