Центры "СИРИУС" в регионах
Региональные центры выявления и поддержки одаренных детей создаются в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Сегодня в нашей стране уже созданы и работают 50 таких площадок. В период до 2022 год предполагается создание 85-ти региональных центров во всех субъектах Российской Федерации с охватом не менее 5% обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования в конкретном регионе.
Для этого образовательный центр «Сириус» в городе Сочи передает партнерам свои образовательные программы и методологию, помогает приглашать на работу ведущих преподавателей и тренеров, ведет мониторинг достижений их выпускников и в целом одаренных детей региона, содействует стажировкам и трудоустройству школьников и студентов.
Региональный центр создаётся по модели «Сириус» и основная цель заключается в выявлении, развитии и дальнейшего сопровождения одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области «Наука», «Искусство», «Спорт».
Центр работает круглый год. Проезд и пребывание в Центре для детей бесплатные. Обучение проводят ведущие педагоги физико-математических, химико-биологических школ, школ олимпийского резерва, а также выдающиеся деятели изобразительного искусства, прикладного искусства и фотографии. Образовательная программа включает в себя как занятия по специальности, так и развивающий досуг, мастер-классы, творческие встречи с признанными в своих областях профессионалами, комплекс оздоровительных процедур, а в течение учебного года общеобразовательные занятия.
Назначение региональных центров
Основная цель - развитие и совершенствование системной работы по развитию таланта в каждом регионе России по следующим направлениям:
1. Выявление проявляющих выдающиеся способности и высокомотивированных детей и молодежи, проживающих в регионе, в том числе координация, организация и проведение особо значимых мероприятий в области образования и науки, искусства, спорта.
2. Разработка и реализация образовательных программ для проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей и молодежи, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
3. Обеспечение индивидуальной работы с проявившими выдающиеся способности и высокомотивированными детьми и молодежью по формированию и развитию их познавательных интересов, построению индивидуальных образовательных маршрутов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки.
4. Развитие партнерской сети из промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, организаций культуры и спорта, общественных организаций, ведущих свою деятельность в регионе для обеспечения сопровождения и дальнейшего развития проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей и молодежи.
5. Проведение мониторинговых исследований, способствующих формированию образовательной политики региона в области выявления, сопровождения и дальнейшего развития проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей и молодежи в соответствии с задачами социально-экономического, научно-технологического и промышленного развития регионе.
6. Информирование общественности о целях и задачах работы с проявившими выдающиеся способности и высокомотивированными детьми и молодежью, возможностях по развитию их талантов и способностей в регионе.
Региональный центр является самостоятельной единицей, создаваемой с учетом опыта Фонда «Талант и успех» по решению главы субъекта Российской Федерации. Региональный центр использует свой бренд, название, символику.
Задачи регионального центра
- консолидация ресурсов образовательных организаций, организаций культуры и спорта, иных организаций, работающих с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью, организация мероприятий, способствующих их выявлению, сопровождению и мониторингу их развития;
- реализация мероприятий по выявлению проявляющих выдающиеся способности детей и молодежи, проживающих в субъекте Российской Федерации, сопровождению и мониторингу их дальнейшего развития в первую очередь через реализацию дополнительных общеобразовательных программ и модулей программ спортивной подготовки;
- разработка и дальнейшая реализация образовательных программ по направлениям «Искусство», «Наука» и интенсивных программ по направлению «Спорт», в том числе в формате интенсивных профильных смен, с использованием собственной инфраструктуры (а также инфраструктуры, переданной в управление или используемой в рамках кластерного взаимодействия), программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
- участие в формировании региональной политики в области развития таланта в соответствии с приоритетами Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, национального проекта «Образование», Стратегии развития воспитания, Стратегии государственной культурной политики и Концепции подготовки спортивного резерва;
- взаимодействие с индустриальными и технологическими компаниями, научными и образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в том числе посредством реализации образовательных программ в сетевой форме, спортивных программ в форме кластерного взаимодействия субъектов спортивной подготовки, сопровождение и дальнейшее развитие проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, организация стажировок, практик для них, а также содействие в их трудоустройстве после получения профессионального образования;
- реализация дополнительных профессиональных программ для педагогических и управленческих кадров по методикам и практикам работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью;
- создание и развитие информационных ресурсов для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, а также работающих с ними педагогических работников;
- анализ данных и разработка предложений по индивидуальному развитию детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, включая сбор информации о победителях и призерах олимпиад, конкурсов и иных мероприятий, а также данных о достижениях детей, сведения о которых включены в Государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности и (или) получателях грантов Президента Российской Федерации, а также выпускниках Образовательного центра «Сириус»;
- создание инфраструктуры для реализации развития интенсивных профильных образовательных программ и интенсивных спортивных программ для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, в том числе из других субъектов Российской Федерации;
- анализ, обобщение и формирование лучших практик работы с детьми, в том числе распространение опыта реализации дополнительных общеобразовательных программ, интенсивных профильных образовательных программ, а также интенсивных спортивных программ на территории субъекта Российской Федерации;
- мониторинг и формирование сводной аналитической отчетности о реализации в субъекте Российской Федерации мер по выявлению детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, сопровождению и мониторингу их дальнейшего развития;
- обмен опытом по выявлению, поддержке, сопровождению и развитию проявивших выдающиеся способности детей и молодежи с другими региональными центрами.
Роль Образовательного Фонда «Талант и успех»
Фонд участвует в работе по построению сети на основании соглашения с главами регионов (координация, сопровождение, обмен опытом, информационная и методическая поддержка), но не берет на себя задачу по прямому руководству формированием региональной системы по развитию талантов. Фонд (Образовательный центр «Сириус») обеспечивает следующие формы поддержки деятельности региональных центров:
1. Предоставляет доступ к информационной образовательной среде Образовательного центра «Сириус» и ее ресурсам для получения информации о достижениях учащихся региона.
2. Предоставляет доступ к электронной образовательной среде Образовательного центра «Сириус».
3. Предоставляет учебные и научно-методические материалы для организации работы Регионального центра, в том числе критерии и методики выявления выдающихся способностей детей, организации их обучения и сопровождения.
4. Осуществляет мониторинг реализации и экспертизу образовательных программ Регионального центра.
5. Дает экспертное заключение по результатам работы Регионального центра.
6. Организует дополнительное профессиональное образование управленческих и педагогических кадров для работы в Региональном центре, в том числе по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации.
Карта региональных центров.
Список региональных центров.
За новостями в регионах следите по ссылке.
В Кировской области Центр планируется создать как структурное подразделение КОГАОУ ДО ЦДООШ. В рамках создания Центра планируется провести и реструктуризацию КОГАОУ ДО ЦДООШ, расширив виды деятельности.
На базе КОГАОУ ДО ЦДООШ планируется реализовать направление «Наука».
Работу по направлениям «Искусство» и «Спорт» планируется вести совместно с учреждениями, подведомственными министерству культуры Кировской области и министерству спорта и молодежной политики Кировской области, на площадках, соответствующих направлению каждой конкретной программы (профильной смены).
Также планируется переоборудовать часть зданий детского оздоровительного лагеря «Вишкиль» в целях проведения в нем оздоровительно-образовательных смен.
Детский оздоровительный лагерь «Вишкиль» является структурным подразделением КОГАОУ ДО ЦДООШ и расположен в сосновом бору на берегу р. Вятка в 150 километрах от города Кирова.
«От региональных центров мы ждем, что будет много мероприятий, конкурсов для средней школы. <…> Пока дети маленькие, они должны приезжать в региональные центры, а к нам они все равно будут попадать в старшей школе», - сказала руководитель Образовательного Фонда «Талант и успех» Елена Шмелева.
Она пояснила, что сочинский "Сириус" может принимать только тех детей, которые подтвердили свою одаренность на конкурсах и олимпиадах, в большинстве случаев это ученики старших классов. Но особую среду "Сириуса", где дети получают сложные задачи и мотивированы на их решение, можно воссоздать в регионах. Фактически региональные центры станут подготовительной ступенью перед поездкой в федеральный центр, эти же структуры помогут поддерживать ребят, которые уже побывали в "Сириусе", отметила Шмелева.
Государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, формируется в целях выявления, сопровождения, поддержки и мониторинга дальнейшего развития детей, являющихся победителями и призерами конкурсных мероприятий (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»).
Перечень конкурсных мероприятий - олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, утверждается ежегодно на учебный год приказом Минпросвещения России.
Результаты мероприятий перечня (сведения о победителях и призерах мероприятий перечня) вносятся в информационный ресурс организаторами мероприятий.
Оператором по формированию и ведению государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности, является Образовательный Фонд «Талант и успех».
Каждый ребенок независимо от того, где он проживает, в селе или в городе, талантлив, главное — этот талант заметить и дать ему раскрыться. Именно эта идея лежит в основе региональных центров для одаренных детей, которые создаются в России по модели «Сириуса» и формируют единую систему выявления, поддержки и обучения талантливых ребят. Эти центры уже становятся точками сосредоточения педагогических, административных, интеллектуальных, научно-технических, кадровых, информационных ресурсов региона, поиска молодых талантов и создания для них новых возможностей.
Министерство просвещения РФ 5 декабря 2019 года утвердило методические рекомендации по созданию и функционированию региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданные с учетом опыта фонда «Талант и успех» в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». В документе например, сообщается, что имущественный комплекс регионального центра должен включать в себя инфраструктурные объекты, позволяющие организовать работу по выявлению и сопровождению одаренных детей, в том числе: кампус (доступную инфраструктуру) для проживания детей, коворкинг (от 30 рабочих мест), лекторий (от 60 человек), зону для проектной деятельности (вместимостью не менее 10-12 человек), кабинеты для аудиторных занятий, лаборатории, спортивные и хореографические залы и другие специализированные помещения (например, сцену, художественную мастерскую и т.д.) по направлениям деятельности регионального центра (не менее 400 мест суммарно), административно-хозяйственные зоны (серверную, зону ресепшн, медиатеку и т.д.), общественные пространства.
Примерный перечень оборудования, средств обучения, воспитания и подготовки по направления «Спорт», «Наука», «Искусство» доступен для просмотра здесь.
Здесь можно познакомиться с распоряжением Правительства Кировской области от 5.07.2019 №190, где речь идёт о комплексе мер («дорожной карте») о создании и функционировании Центра выявления и поддержки одарённых детей в Кировской области, содержится описание создаваемого Центра, представлены дизайн-проекты помещений, предварительная калькуляция расходов на функционирование Центра и мн. др.