Центры «Дом научной коллаборации» — это центры, создаваемые на базе ВУЗов: они предоставляют школьникам возможность получить опыт работы над научными задачами вместе с настоящими учеными и внести собственный вклад в проводимые исследования.
Центры «ДНК» создаются в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование».
Центры ДНК нацелены на создание среды ускоренного развития для детей в стенах университета, что позволит им получать знания и экспертизу от научных сотрудников и выстраивать собственную траекторию развития через реализацию проектной деятельности, используя инфраструктуру и кадровый потенциал вуза.
Цель деятельности ДНК – создание условий для повышения качества образования путем реализации дополнительных образовательных программ, отвечающих приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации, а также для формирования современных компетенций педагогических кадров.
Компьютерная графика, нейронные сети, биохимическая инженерия, робототехника – это направления, которые будут наиболее актуальны в будущем.
Создание Центров направлено на:
- повышение эффективности использования инфраструктуры высшего образования для развития обучающихся;
- привитие обучающимся ценности саморазвития на протяжении всей жизни через реализацию проектного подхода в образовании;
- формирование новой роли профессорского-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования как наставников детских проектных команд;
- реализацию дополнительных общеобразовательных программ, отвечающих приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации;
- создание условий для ранних профессиональных проб обучающихся, а также получение ими опыта взаимодействия в разновозрастной команде;
- создание материально-технических и организационных условий для реализации в сетевой форме общеобразовательных программ по предметной области «Технология»;
- разработка и сопровождение перспективных методов, технологий и образовательных программ развития компетенций, в том числе при участии (в сотрудничестве) международных и российских научных организаций, и компаний.
«Детский университет» — это направление, в котором программы рассчитаны на школьников с 5 по 9 классы. Обучающиеся получают знания по приоритетным научным направлениям своего Центра, а также проходят программы высшего образования.
«Малая академия» – создана для потенциальных абитуриентов вузов: программы разработаны специально для школьников 10–11 классов и студентов колледжей и техникумов. Обучение осуществляется по приоритетным научно-техническим программам, а упор делается на ключевые направления конкретного Центра ДНК. Кроме того, в некоторых Центрах будущие студенты могут ходить на курсы подготовки к ЕГЭ.
«Урок технологии», «Урок биологии», «Урок физики», «Урок химии», «Урок информатики» — дополнительные общеобразовательные программы, засчитываемые в рамках основной общеобразовательной программы в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и (или) части (модули) учебного предмета «Технология» («Биология», «Физика», «Химия» соответственно), реализуемого в сетевой форме с использованием инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам высшего образования, реализуемые на базе Центра.
«Педагог К-21» — дополнительные профессиональные программы для педагогических кадров и иных сотрудников системы общего и дополнительного образования детей субъекта Российской Федерации, реализуемые в целях обновления содержания и технологий преподавания учебных предметов, а также развития профессионального мастерства педагогических работников.
Каждый Центр ДНК имеет своё направление и открыт под именем учёного, который внёс вклад в развитие науки:
Калининградская область — С.П. Капица (физик);
Тамбовская область — И.В. Мичурин (биолог и селекционер);
Томская область — Д.И. Менделеев (химик, физик, экономист, технолог, геолог);
Амурская область — М.Т. Луценко (гистолог);
Астраханская область — В.К. Тредиаковский (поэт, переводчик и филолог);
Волгоградская область — З.В. Ермольева (микробиолог и эпидемиолог);
Вологодская область — С.В. Ильюшин (авиаконструктор);
Нижегородская область — И.П. Кулибин (механик-изобретатель);
Республика Бурятия — М.П. Хабаев (историк);
Республика Коми — В.А. Витязева (экономист-географ);
Республика Мордовия — Е.М. Дианов (физик);
Республика Саха (Якутия) — Н.Г. Соломонов (биолог);
Самарская область — Н.Н. Семенов (физикохимик);
Чеченская Республика — В.О. Яндаров (математик);
Чувашская Республика — С.А. Абруков (физик).
На текущий момент открыто 15 центров «Дом научной коллаборации»
За 2018 год открылось 3 центра:
Калининградская область – ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта»
Тамбовская область – ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет»
Томская область – ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»
За 2019 год — 12:
Амурская область — ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет»
Астраханская область – ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»
Волгоградская область – ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»
Вологодская область – ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет»
Нижегородская область – ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева»
Республика Бурятия – ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова»
Республика Коми – ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»
Республика Мордовия – ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева»
Республика Саха (Якутия) – ФГАОУ «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Самарская область – ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет»
Чеченская Республика – ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова»
Чувашская Республика – ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
Планы на 2020 год сети центров ДНК:
Главная задача «Дома научной коллаборации» - увеличить в регионах долю программ дополнительного образования технической и естественнонаучной направленности. Для выполнения этой задачи будет создана научно-образовательная среда, где будут реализованы перспективные, практико-ориентированные образовательные программы с привлечением вузовских преподавателей и представителей реального сектора экономики.
За год в центре будут проходить обучение не менее 400 детей от 10 до 18 лет. Ребята будут готовиться к участию в проектных олимпиадах, хакатонах, соревнованиях, конференциях, фестивалях, конкурсах разного уровня, а также работать над технологическими кейсами промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики.
Все занятия в «Доме научной коллаборации» будут бесплатными. Программа обучения будет строиться на основе проектной деятельности. Так школьники смогут создавать совместные проекты, научатся работе в команде, разовьют навыки форсайт-мышления (мышления будущего) и даже смогут создавать инновации. Центр ориентирован на то, чтобы сформировать новый тип мышления у учеников, которые ценят саморазвитие, осознанно подходят к образованию и не только способны использовать информацию, но и знают, как её получить.
Преподавателям университета предстоит стать наставниками-организаторами детских проектных команд.
Летом проходят образовательные сессии по формированию и углублению гибких компетенций для новых наставников и педагогов образовательных организаций, которые открываются в рамках национального проекта «Образование».
Обучение каждого потока продолжается три дня и проходит на платформе Zoom: в общей конференции участники слушают лекции, после которых расходятся по локальным конференциям для групповой работы. Задачи программы — погружение в идеологию национального проекта «Образование», освоение новых педагогических методик, поиск новых идей, работа над командообразованием.
Центры дополнительного образования «Дом научной коллаборации» проводят серию образовательных мастер-классов для школьников и в режиме онлайн. Занятия проводят преподаватели и студенты.
Например, записи мастер-классов Волгоградского университета можно найти в группе https://vk.com/dnk_volsu.
Министерство просвещения РФ подготовила 17 декабря 2019 года методические рекомендации по созданию ключевых центров дополнительного образования детей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующих в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающих деятельность центров компетенций Национальной технологической инициативы, в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
В документе прописаны требования к имущественному комплексу Центра, требования к комплектованию набора средств обучения и воспитания для оснащения Центра, требования к кадровому составу Центра, к финансовому обеспечению, комплекс мер (дорожная карта) по созданию и функционированию Центра, примерный перечень категорий и должностей, примерный перечень оборудования и средств обучения для создания и функционирования центров «Дом научной коллаборации» и др.